Флэш-моб: цель в бесцельностиРаньше явление флэш-моба было равнозначно маленькому чуду. Толпа, внезапно собравшаяся в одно и то же время в одном и том же месте, уже удивляла, и была чем-то непонятным, новым, неожиданным. Сейчас люди стали более искушенными и могут на любые странные движения небольшого сборища людей, сказать: «Флэш-моб, наверное!». Но как собираются толпы (или их кто-то собирает?), с какой целью, кто придумывает сценарии акций, а также к чему они бывают приурочены??
Откуда возникло явление флэш-моба
Считается, что само движение флэш-моб зародилось в Америке, в Нью-Йорке, в июне 2003 года. Первая акция флэш-мобовоцев состояла в том, что около 150 человек одновременно вошли в мебельный отдел магазина Macy's и попросили «любовный ковер» за 10 тысяч долларов для «пригородной коммуны». С тех пор это движение «мгновенной толпы» (с англ. flash mob переводится как «мгновенная толпа», «вспышка толпы») стало необычайно популярным во всем мире. Например, в Денвере толпа в 400 человек рассредоточилась по нескольким этажам здания. «Пинг!» - кричали стоявшие внизу. «Понг», - отвечали им сверху. При этом участники действа синхронно повторяли движения шарика для настольного тенниса. В Манхэттене 250 человек вошли в фешенебельный отель и в течение 15 секунд громко и бесцельно аплодировали. В Берлине около 250 человек собралось рядом с американским посольством на Унтер-ден-Линден. Они одновременно откупорили бутылки с шампанским и, на протяжении трех минут, в унисон пили «За Наташу!». Вирус флэш-моба проник и в Россию и был впервые официально зафиксирован на Ленинградском вокзале, когда толпа, с табличками и плакатами, встречала Владимира Путина. Флэш-моб для многих его участников – это «прикол», способ занять свой досуг, это живые развлекательные акции, в которых могут участвовать десятки и сотни людей одновременно. Суть и главный принцип флэш-моба заключаются в том, что некоторое количество людей появляется в заранее обусловленном месте, в заданное время, делает одни и те же, заранее оговоренные действия (причем действия чаще всего шокирующие, безумные, а иногда и абсолютно бессмысленные) или выкрикивают одни и те же слова. Но обычно участники флэш-моба не преследуют какой-либо особой цели. Можно ли считать, что собравшаяся, дабы посмотреть кино или спектакль в одном и том же месте в один и тот же час масса людей не является флэш-мобом? Ведь, по сути, люди тоже собрались в одно время и в одном месте, чтобы делать одно и то же. Конечно, это не мгновенная толпа. В основе флэш-моба заложена секретность будущего сбора, бесцельность повода, произведение непонятных для постороннего лица действий. По сути своей, цель флэш-моба в бесцельности! Идеологи флэш-моба, правда, предпочитают называть такое сборище smartmob, то есть «умная толпа». В смарт-мобе можно допустить возникновение новых возможностей самоорганизации и возникновения новых неожиданных сообществ, состоящих из ничем не связанных и совсем незнакомых друг с другом людей. И если флэш-моб – это технология собирания толпы, то смарт-моб – это цель и смысл такого собирания. Даже если цель и смысл носят абсурдный характер. Таким образом, флэш-моб – это форма, а смарт-моб – ее содержание.
Как организовать флэш-моб
Флэш-моб - это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Для флэш-моба важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно, сговорились ли все эти окружающие тебя люди или это просто совпадение, а может, вообще - показалось? Все акции флэш-моба происходят в общественных местах (без зрителя флэш-моб не флэш-моб) и в очень непродолжительные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к моберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи пронырливые журналисты. Люди, на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?», отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни». Чтобы стать участником флэш-моба, достаточно зарегистрироваться на специальных интернет сайтах или форумах, где, кстати, чаще всего уже висят объявления о предстоящих акциях. Некоторые обмениваются информацией с помощью SMS – это удобно и оперативно. Также на вышеупомянутых сайтах можно предложить свои сценарии акций, подписаться на рассылку возможных выступлений. Флэш-мобовцы - умная толпа, которая понимает, что малейший недочет может испортить весь эффект. Поэтому существуют неписаные правила, которые соблюдает каждый участник движения. Люди, участвующие во флэш-мобе, отличаются пунктуальностью. Опоздание, даже малейшее, недопустимо, поскольку акции и так кратковременны. Участники обязаны знать, что ни в коем случае не должны разговаривать друг с другом, даже если они очень хорошие друзья, даже если имеется важная информация. Если действительно надо поговорить – отделитесь от «мгновенной толпы» - данный флэш-моб сегодня обойдется без вас. Нельзя находиться на момент акции в состоянии алкогольного опьянения. На всякий случай все-таки лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность. В Москве довольно проблематично, да и нецелесообразно проводить флэш-моб где-нибудь в спальном районе - все внимание приковано к центру города, где «бродят реальные толпы». Какое количество человек считается оптимальным для флэш-моба? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Иногда слишком большое скопление людей даже вредит эффекту случайности. Можно сказать, что численность участников зависит от сценария и места проведения моба. Вот, к примеру, сценарий типичного флэш-моба. В определенный час моберы появляются у главного входа в какой-либо универсам, вытаскивают из кармана электрическую лампочку и начинают ее просматривать на свет (проверяют, целая она или нет), периодически (но не слишком часто) протирая ее платком (тряпочкой) либо о свою одежду. Проверяют лампочку РОВНО 3 минуты, затем прячут обратно в карман и расходятся. Обычно флэш-моб не нацелен на достижение какого-либо результата - люди просто развлекаются. Иногда, правда, он может служить выполнению определенного рода задач (но всегда положительных). Так, была совершена акция в поддержку людей с ослабленным иммунитетом, которые могут появляться на улице только в специальных марлевых повязках, но стесняются этого. Толпа моберов в течение определенного времени разгуливала по улицам в белых повязках, чтобы показать: это обычное явление и не надо над этим смеяться.
Чем необычен флэш-моб?
В первую очередь, богатством возможностей для самовыражения, перспективой обрести новых друзей. И, наконец, необычна, конечно же, гамма чувств, которую испытывают участники флэш-моба: чувство оторванности от реальности, ощущения, что можешь изменить мир и измениться сам! То есть, флэш-моб – это, действительно, способ отдохнуть от себя самого.
Флэш-моб и политика
Изначально флэш-моб не был предусмотрен, как политическая или PR-акция - все участники, как правило, незнакомые люди, которые не состоят в каких-либо группировках. Однако, первый флэш-моб на Алтае был организован политической партией. На центральной площади собрались 50 Дедов Морозов, «чтобы отпраздновать Новый Правый Год» (это была акция СПС). Необычный сценарий политического флэш-моба был найден на одном белорусском сайте: «Пятнадцать членов революционной группы переодеваются в «каторжников» и надевают серые пальто. С помощью SМS они назначают встречу на главной улице столицы в момент, когда там столпотворение. В назначенный час они снимают пальто и становятся похожими на каторжников. Они выкрикивают по несколько раз: «Я голосую за Х!»; Х, разумеется, является местным политиком, которого нужно дискредитировать. Затем манифестанты надевают пальто и быстро расходятся».
Флэш-моб может организовать каждый! Для этого достаточно придумать хороший, интересный сценарий и разместить его на сайте, посвященном флэш-мобу. Только надо иметь в виду, что любая акция флэш-моба должна состоять из «простых движений», которые каждый участник сможет совершить без предварительной подготовки и репетиций.

(c) Надежда Карнишина